Прежде чем купить снегоход, спроси себя зачем?

 

Важно определиться, где и, что немаловажно, кем будет эксплуатироваться снегоход, так как преимущества того же снегохода в других условиях обернутся недостатками. Не считая различных модификаций (раздельная / совместная система смазки, один / два карбюратора и т. д.), выбор из снегоходов российского производства небольшой, всего три бренда: «Буран», «Тайга», «Рысь».

Снегоход Буран, например, имеющий самое низкое удельное давление на поверхность снега, является непревзойденной самоходной машиной при передвижении по заросшим молодым ельником опушкам леса и вырубкам со спрятанными под толстым слоем снега пнями. Но он абсолютно беспомощен на рыбалке, где снегоход «встаёт» среди выступающей наледи (благодаря закрытой боковинами раме, куда набивается огромное количество талого снега), не в состоянии стронуться с места, и все ухищрения народных умельцев, вырезающих окна в боковинах рамы, ни к чему хорошему не приводят.

А вообще Буран – надёжный и неприхотливый снегоход, выдерживающий и почти варварское отношение к себе, и низкосортные масла, и некачественное топливо. О его «всеядности» ходят легенды. Очень сложно изменить менталитет нашей российской глубинки, даже ежедневно объясняя покупателям поршневых групп, что на дешёвом масле (автоле) ездили при царе горохе, а на дворе XXI век и экономить на качественном масле себе дороже.

 

Управляемость снегохода Буран и особенно его собрата с длинной базой оставляет желать лучшего: радиус разворота 12 метров и 20 метров соответственно, но отсутствие передней подвески как таковой (в наличии рулевой вал с одной подрессоренной лыжей) прекрасно позволяет объезжать пни и деревья, а, продираясь сквозь заросли, он и кабана переплюнет.

Буран легко, без особого ущерба «отшибается» от скрытых под снегом пней. Даже если вы «засадили» его так, что «ни взад, ни вперед», лёгкий Буран гораздо легче вызволить из снежного плена, нежели Рысь или Тайгу весом в 300 кг.

 

Для прогулок Буран явно не годится вследствие вышеупомянутого отсутствия управляемости, валкости (особенно с пассажиром) и отсутствию комфорта. Поэтому по глубоким снегам приходится передвигаться, постоянно лавируя, стоя или на одном колене, что не доставит огромного удовольствия.

 

Для прогулок, рыбалки или охоты на мелкого зверя предпочтительны снегоходы Тайга в ее туристическом исполнении на 51-й гусенице или Рысь, но тоже исключительно на этой же гусенице. Существенной разницы между этими снегоходами нет. Если хватает скорости 70–80 км / час, то это – Рысь.

Тайга бегает порезвее: до 100–110 км / час, но по устойчивости уступает Рыси, которая имеет рычажно-амортизаторную подвеску, более комфортную и надёжную, а следовательно, более безопасную. Тайга же имеет «бюджетную» переднюю подвеску, которая состоит из двух газо-масляных амортизаторов, являющихся одновременно и стойками лыж.

Плохо управлять Тайгой и без накладок на лыжи, за исключением её последней модификации – Тайга-Атака, имеющей приличную переднюю подвеску (рычажно-амортизаторную), но «неприличную» цену – 243.500 рублей (хотя на фоне дорожающего доллара, может, она и начнет пользоваться спросом у населения, катающегося на Skandik, Yamaha, Polaris).

 

Нельзя промолчать и про Тайгу-Патруль, имеющую исключительную проходимость и возможность буксировки в санях добытого вами медведя, а в случае неудачной охоты – всей дружной компании «в подпитии», благодаря самой широкой гусенице (61 см), увеличенной мощности двигателя (53 л. с.) и ходу передней подвески. Но нельзя забывать, что снегоход на гусенице шириной 61 см весом в 300 кг менее поворотлив, к тому же рулить на таком снегоходе намного труднее.

 

Собранные вне серийного производства снегоходы, а именно МВП-500 (детище предпринимателя из г. Ирбит), рассматривать, на мой взгляд, не стоит: хватает отзывов в Интернете, в том числе в сравнительном анализе с «Бураном МД» (длинная база), находящимся в одном с ним ценовом диапазоне – 163.500 рублей.

В общем, универсальных снегоходов на все случаи жизни нет ни среди импортных, ни среди отечественных, поэтому, чтобы сделать правильный выбор, нужно сперва определиться с целью его использования.

          2009г.    Владимир Трошев